Главная Консультации
Детский психолог

Детский психолог в СПб | Людмила Алтыева

Записаться на приём
Как детский психолог в Санкт-Петербурге я работаю более 20 лет. Ежедневно ко мне на консультацию приходят родители с детьми самого разного возраста и самыми разными проблемами.

Когда нужна помощь детского психолога.

Ребенок приходит в наш мир существом беспомощным, беззащитным и зависимым. При этом перед ним стоят непростые задачи, которые он должен решить, чтобы окрепнуть и стать взрослым. Любой родитель старается создать для своего малыша хорошие физические и эмоциональные условия для развития, ведь известно, что уже в первые годы жизни человека закладывается его характер и способы выстраивать отношения с другими и самим собой. Когда внешняя поддержка и внутренние ресурсы ребенка достаточно надежные и крепкие, развитие происходит гармонично и без особых проблем.



 

Но так бывает не всегда. И в силу определенных обстоятельств и причин ребенок не может справиться с возникшими проблемами, а помощь родителей не дает должного результата. В этот момент и ребенок, и родители нуждаются в поддержке со стороны опытного специалиста – детского психолога.

 

 

 

Проблемы, с которыми чаще всего родители обращаются за помощью для ребенка

1.
повышенная тревожность, страхи (страх сепарации, страх чужих людей, ночные страхи, страх перед сверстниками и др.)
2.
чрезмерная агрессивность (ребенок, дерется, кусается, частые конфликты с родителями и сверстниками)
3.
плаксивость, сниженное настроение
4.
ребенок чрезмерно робок и застенчив
5.
ребенок страдает расстройствами пищевого поведения (мало ест, ест только выборочные продукты, постоянно испытывает голод)
6.
энурез (дневной, ночной)
7.
нарушения стула (энкопрез, запоры, синдром раздраженного кишечника)
8.
проблемы со сном и засыпанием (частые пробуждения, ночные страхи, страх спать одному)
9.
травматичные события в семье (развод родителей, смерть близких, частые переезды)
10.
травматичные ситуации вне дома (буллинг, частые конфликты со сверстниками)
11.
неуспеваемость, нежелание учиться
12.
низкая самооценка, ребенок часто критикует себя
13.
навязчивые привычки и действия
14.
ревность при рождении младшего сиблинга
15.
ребенок имеет хроническое заболевание, которое серьезно осложняет его жизнь (астма, сахарный диабет 1 типа, целиакия, ревматоидный артрит) или часто и продолжительно болеет ОРВИ.
Алтыева Людмила Владимировна
Алтыева Людмила Владимировна
Психолог, клинический психолог, перинатальный психолог
Опыт работы — 20 лет со взрослыми, детьми и подростками
Член СПб общества детского психоанализа
Запись на консультацию по телефону — сообщением в Whatsapp / Telegram (+7-911-839-25-25) или через форму на сайте «Записаться на прием»
Как я выстраиваю работу с детьми и родителями.
Предисловие
Несмотря на то, что детский психолог работает непосредственно с ребенком, взаимодействие с родителями очень тесно и носит характер сотрудничества.

Мой опыт работы показывает, что установление доверительных, безопасных рабочих отношений с семьей ребенка – залог улучшения его состояния и динамики в развитии. Я бы сказала, что психолог и родители работают «бок о бок» для общего результата.
Встреча с родителями
Первую встречу я всегда провожу с родителями и ребенком. В некоторых случаях только с родителями, если им необходимо сообщить мне конфиденциальную или иную важную информацию. Мы знакомимся, я собираю анамнез развития ребенка (когда и при каких обстоятельствах появились проблемы, какими способами пробовали с ними справляться, характер взаимоотношений у ребенка в семье и др.), делюсь первыми впечатлениями о ребенке и предположениями о причинах проблем и возможностях с ними справиться.
Диагностические встречи с ребенком.
Обычно это 3 индивидуальных занятия с ребенком, на которых я наблюдаю за ним, оцениваю возрастные знания и умения, особенности эмоционального развития и состояния. Я спрашиваю ребенка о том, как он сам видит свои проблемы, беспокоят ли они его. С маленькими детьми я рисую и играю. С подростками работа проходит в формате беседы.
Беседа с родителями по итогам диагностических встреч с ребенком.
Я делюсь своими мыслями относительно причин возникновения проблем, впечатлениями о характере ребенка и его психологическом состоянии. На этом этапе мы совместно принимаем решение о том, нужна ли дальнейшая работа с ребенком и в чем она может заключаться.
Работа психолога с ребенком.
Перед началом терапии я обсуждаю с родителями, как будет выстроена наша работа, чтобы она была максимально эффективной (частота встреч, длительность работы, продолжительность занятия). Я всегда прошу родителей делиться важной информацией о происходящих событиях в жизни ребенка, о которых я могу не знать. С более старшими детьми и подростками обсуждаю вопросы конфиденциальности.

Специфика работы детского психолога.

Работа психолога с детьми во многом отличается от работы со взрослыми. Ребенок общается с миром на своем особом языке – языке желаний, игр и фантазий. И детский специалист должен стать «переводчиком» душевных переживаний для самого ребенка и его родителей.

 

 

Хороший детский психолог в равной степени обладает следующими профессиональными навыками:

  • умеет читать и интерпретировать игру ребенка
  • знает детскую психологию и ключевые психотерапевтические методы работы (игровая, песочная терапия, арттерапия и др.)
  • владеет методами работы с семьей (способен оценить эмоциональное состояние каждого из членов семьи, их взаимоотношений между собой и с ребенком)
  • способен к эмпатии к ребенку и его родителям, с уважением относится к выстроенным отношениям внутри семьи
  • способствует созданию благоприятных условий для развития ребенка не только в кабинете, но и дома с родителями, в детском саду и школе со свестниками и учителями.

Мое образование и опыт работы с детьми и подростками.

- Базовое высшее психолого-педагогическое образование (РГПУ им. Герцена).

- Первичная специализация по клинической психологии.

- Активная психологическая практика работы с детьми и родителями с 1998 года на базе детских образовательных и медицинских учреждений.

- Являюсь членом Санкт-Петербургского общества детского психоанализа с 1999 года.

- Постоянное участие в образовательных программах, семинарах по работе с детьми и родителями.

- Работа под супервизией ( в том числе с представителями международных детских психоаналитических ассоциаций).

Более подробно о моем образовании можно узнать тут.

10 интересных фактов о работе детского психолога (в том числе из опыта моей практики).

Любому родителю было бы интересно узнать, как происходит работа психолога с ребенком и в результате чего запускается процесс изменений. Здесь я поделюсь некоторыми своими профессиональными наблюдениями.

  1. у ребенка нет такой силы цензуры, как у взрослого. Ребенок не прячет свои переживания, а сразу делится ими. Все, что он рассказывает, показывает, во что играет – информация о нем;

  2. сновидения ребенка являются таким же важным материалом в работе, как и со взрослыми пациентами. Сны ребенка – всегда отражение его внутренней психической реальности;
  3. помочь ребенку выстроить эффективные способы поведения намного легче, чем взрослому. Связано это с тем, что детская психика находится на этапе ее интенсивного формирования. Психика взрослого человека уже сформирована, и любые изменения так или иначе встречают сопротивление.
  4. ребенок – это то, что на него проецируют его родители. Именно по этой причине детский психолог имеет дело с «семейным» симптомом, даже если он проявляется только у ребенка;
  5. детский психоанализ зарекомендовал себя как один из самых эффективных видов психотерапии для ребенка. Именно детские психоаналитики первыми начали работать с детьми через слово и игру;
  6. профессиональная компетенция детского психолога позволяет ему работать и с детьми, и со взрослыми. Потому что каждый взрослый когда-то сам был ребенком. Более того, большинство его проблем имеют истоки в детском возрасте;
  7. ребенок, проходящий свою терапию, начинает «менять» своих родителей – помогает им взрослеть и развиваться в родительской роли. Многие родители моих маленьких пациентов изъявляли желание поработать над собой уже в своей личной терапии;
  8. за помощью для ребенка чаще всего, по-прежнему, обращаются мамы. Но активное участие в работе папы – всегда залог успеха и более быстрых изменений;
  9. детский психолог может работать не только с детьми и подростками, но и с младенцами. В этом случае помощь в большей степени осуществляется через родителей. Но малыш присутствует на сессии, а специалист разговаривает и с ним тоже.
  10. опыт работы с психологом запускает в ребенке на долгие годы процесс интереса к себе и другим людям, а также желание «играть» с проблемами, а не «отыгрывать» их.