Проблемы не такие уж серьёзные.
Знаю пациентов, которые ждут той точки в физическом состоянии, когда отложить визит к врачу уже будет невозможно. Например, пока инфаркт не грянет, не дойдут до кардиолога. С психотерапией ещё сложнее. Люди оправдывают состояние мыслями типа: у всех проблемы — такова жизнь. Да, отчасти это правда. Но одни легче справляются со сложной ситуацией, а другие нет. Если присутствует проблема, лучше сразу её разрешить с психологом, а не сравнивать и анализировать, как у других.
Мне никто не сможет помочь — только я сам.
Клиенты, которые доходят до меня, говорят, что много чего испробовали в плане самопомощи: слушали лекции, читали книги, занимались психологическими практиками. Но это не смогло оказать должного эффекта. Правда, принять факт, что найдётся человек, который профессионально поможет разобраться во внутренних проблемах, непросто. И если появляется мотивация прийти к психологу, то часть проблемы, можно сказать, уже решена. Дело в том, что человек моментально запускает «программу» — есть проблема, и её можно и нужно решать. А это уже само по себе важно.
С психологом придется делиться сокровенными и болезненными мыслями.
Да, это пугает. Это как снимать повязку с ещё не зажившей раны. Сама мысль о том, что нужно рассказывать о себе, ввергает в непростое состояние. Много сомнений: а поймёт ли меня психолог, не обвинит и не посмеётся ли. Психотерапевт же создаёт доверительные отношения для раскрытия внутреннего мира человека. Работа идёт только в подходящем для этого клиента, темпе. Я, например, даю клиентам право не отвечать на те вопросы, которые могут показаться чрезмерно болезненными. Только в атмосфере доверия возможно дойти до скрытых чувств.
Я боюсь, что стану зависимым от психолога.
Эта мысль редко озвучивается, но встречается часто. Да, цель психологической работы — стать свободным и выработать собственные ресурсы для поддержки. Иногда возникает страх потери фигуры психолога («как справлюсь без него?»). На самом деле, решение о том, что наступил момент завершения, стоит за клиентом. Психолог же помогает завершить терапию мягко и безболезненно.
Психолог — это продолжительно и затратно.
Наверное, это первая мысль, которая пугает в начале работы. Подобная мысль «тормозит» первый шаг. Да, отчасти это так. Но, во-первых, современные психологи дают двигаться в подходящем для клиента темпе, а во-вторых, парадоксально, но с включением в психологический процесс, откуда ни возьмись, появляются внутренние ресурсы и внешние возможности для самореализации.
Если я испытываю отрицательные чувства к психологу и нашей совместной работе, значит ли это, что эта работа не для меня?
В терапии невозможно испытывать только приятные чувства. Увы, но это так. Да, боль, обиды и сильная злость время от времени возникают в ходе работы. Это нормально. Значит, терапия «жива». Правда, если продолжительно не возникает доверия и интереса, возможно, конкретный метод или психолог не подходят для Вас. Прислушивайтесь к внутреннему состоянию!
Работа с психологом внесет еще больше хаоса и непонимания в жизнь.
Отвечу кратко. Не может. Да, некоторые отношения с людьми изменятся в корне. Но цель терапии — научиться выстраивать удовлетворительные отношения с окружающими и с собой в первую очередь. То, что описано выше, я прошла сама. Потому знаю это как раз изнутри. И, к слову, не боюсь идти к психологу-коллеге, чтобы спрашивать, размышлять и учиться новому.