А нарушения в этих важных делах вызывает тревогу и панику у матери. Еще бы…Рушится размеренная жизнь, простое физиологическое желание становится полем битвы, напряженности и постоянной озабоченности с обеих сторон. В итоге вымотаны оказываются все. В ход идут все средства: клизмы, слабительные, увещевания и запугивания типа «живот скоро лопнет», «какашки становятся ядом» и тому подобное. Наконец, подключается гастроэнтеролог, который не находит объективной причины расстройства и предлагает родителям подождать и пережить этот период или показаться психологу. Случаи, когда проблема решается сама собой, достаточно часты. Но не всегда. Ко мне, как к психологу, родители приходят уже не столько с проблемой запора, сколько в отчаянии и негодовании от того, что происходит с ребенком вообще. Мы начинаем разбираться в хитросплетениях отношений в семье и задаемся вопросом – «Зачем ребенку нужен этот симптом?». То есть в принципе там, где можно получать удовольствие от действия, происходить борьба и страдание. Я думаю, что психосоматика запоров у детей имеет под собой вполне конкретные эмоциональные причины.
Что же делать — ждать, когда само пройдет или работать с этим?
Если ситуация уже выходит из-под контроля и значительно осложняет жизнь, стоит все же начать разбираться. Психосоматика запоров у детей означает одно – проблемы решаются с помощью тела, а не простого переживания того или иного чувства. Там, где можно было, например, сказать : «мама, я злюсь» — тело придумывает свой сложный язык. Согласитесь, это намного проще и удобнее.
Когда я в первый раз встречаюсь с родителями и ребенком, обычно я начинаю с вопросов о симптоме. Например, для меня важно узнать такие важные моменты:
Как психолог я всегда оцениваю развитие ребенка в целом. Чем легче ребенок справляется в своей жизни с внешними обстоятельствами, чем более просто и ясно он устанавливает отношения со значимыми людьми, тем больше возможностей для эффективной и быстрой работы с симптомами. И это особенно верно в случае, например, когда запор возник у ребенка совсем недавно.
Необходимость в симптоме пропадает только тогда, когда он перестает быть «выгодным». Иными словами, ребенок должен найти другие способы справиться с переживаниями, непростыми чувствами и страхами.
По моим наблюдениям, как только ребенок получает возможность выговориться, не «запирая» чувства, симптом быстро пропадает, и в нем больше нет необходимости. С ребенком раннего возраста работа ведется в большей степени с родителями – через простые рекомендации о том, как лучше реагировать и выстраивать отношения с малышом, чтобы «туалетная» тема перестала быть столь актуальной, злободневной и выматывающей обе стороны.
С уважением, Алтыева Людмила. Профессиональный клинический психолог очно и онлайн.