Вопрос ответственности, конечно, тоже актуален. На ком она лежит – на родителях, педагогах или самом ребенке? Могу сказать, что эта тема возникла не сегодня. Просто скорость и широта распространения информации в современных соцсетях дает возможность прочувствовать всю глубину проблемы.
Прежде чем рассмотреть такой феномен как «детская жестокость», хотелось бы внести ясность в понятие агрессии вообще. Агрессия – чувство, которое рождается вместе с ребенком. И изначально агрессия, наряду с переживанием любви, имеет важное значение. Она помогает защищать свои потребности: чего-то не хотеть, отказываться, требовать, настаивать на своем. Без этого невозможно развитие. Но вот что будет преобладать в психике – агрессия или любовь – зависит во многом от того, как ближайшее окружение (в первую очередь, конечно, родители) поможет малышу справляться с непростыми и сильными чувствами. Если родитель помогает перевести детскую злость в «хорошее русло» (иными словами «контейнирует» агрессию) и создает атмосферу заботы, внимания и поддержки, малыш чувствует себя наполненным хорошим и добрым. И наоборот, ситуация насилия, в которой ребенок становится участником или свидетелем, формирует «злокачественную», патологическую агрессию – жестокость. Я здесь имею ввиду не только физическое насилие, но и моральное, когда в семье на первый план выходят ложь, манипуляции, жесткие ограничения, контроль. Насилие порождает насилие. Это практически всегда верно по отношению к ситуации, когда ребенок проявляет жестокость. Беспричинной жестокости не бывает. Так же как ребенок может чувствовать себя беспомощным и беззащитным перед родителями, теперь в его руках этим беспомощным и беззащитным существом становится животное. Получается, что он как бы избавляется от собственного непереносимого чувства, помещая его в другого. Такие дети часто объединяются в группу, где общей для всех является внутренняя психическая травма, и все находятся или находились в похожих ситуациях.
Любой психолог практически в 100% случаев скажет, что детская жестокость, направленная на животное – это его ответ родителям как повод им задуматься, что в отношениях в семье происходит не так. Мы не можем говорить о детской патологической агрессии как психическом отклонении просто потому, что эти понятия зачастую не имеют прямой зависимости. Правильнее сказать о передающихся от взрослых, иногда из поколения в поколение, характере отношений, основанных на унижении, злости и подчинение себе. И эта тема – конечно, вопрос, адресованный родителям: что было упущено, где и когда произошла травма в душе малыша, и почему никого не оказалось рядом для поддержки?