В младенчестве ребенок обеспечивается комфортом почти исключительно через непосредственный тактильный контакт – прикосновения. Для малыша это основная потребность – находиться в непосредственной физической близости с родителями. Ребенок может засыпать на руках или рядом. Обычно мать тонко чувствует эту потребность и готова откликнуться на нее. Физическая близость нахождения ребенка с матерью даёт возможность хорошо реагировать на возникающие состояния – когда надо накормить, сменить подгузник, перевернуть и т.п.
Однако, к концу 1-2 года жизни ситуация меняется. В этот период мимика, жесты и слова становятся важнейшими составляющими общения родителя и ребенка. То, что некоторое время назад было важной и необходимой потребностью (непосредственный физический контакт) у ребенка, теперь переходит в иное качество. На смену приходит потребность в отделении. И если этого не происходит, то ребенок может чувствовать себя крайне незащищенным и зависимым без непосредственного физического присутствия родителей.
Сон для маленького ребенка, отход ко сну вызывают ощущение значительного разделения с родителем. Потому так важно найти способы, которые могли бы значительно смягчить эти болезненные переживания. Например, различные «смягчающие» ритуалы (поглаживания, чтение, игрушка, поцелуй) очень помогают в этом.
Риск постоянной физической близости (практика только совместного сна, затянувшееся грудное вскармливание, ношение ребенка) заключается в формировании примитивных зависимых отношений. И важно, чтобы безопасность являлась внутренним ощущением ребенка, а не поддерживалось исключительно физическими усилиями родителей извне.
Еще один немаловажный момент в эмоциональном развитии ребенка – признание им факта существования близких отношений родителей (как пары) и чувства исключенности из этих отношений. Поддержание родителями иллюзий у ребенка, что этих отношений нет или ради него не будет, способствует созданию эгоцентрической модели поведения и неспособности понимания, что у людей могут быть собственные потребности и мотивации в будущем. К сожалению, практика совместного сна поддерживает ощущение ребенка, что родители существуют исключительно для него. Разделение и отделение заставляют ребенка столкнуться с горькой реальностью, но только такой путь создает основу для формирования ощущения собственной безопасности, значимости и возможностей.
Подведу итог. Нет жесткой привязки по возрасту, когда и как ребенок должен начать практиковать раздельный сон. Но если Вы будете придерживаться следующих рекомендаций, сепарация, так необходимая для его развития, пройдет безболезненно и вовремя.
Интересно, что, казалось бы, простой вопрос «где должны спать дети?» должен просто решаться. Но как часто у родителей он вызывает сомнения и переживания. Надеюсь, мои советы были полезными!