Часто в голове взрослых возникают такие мысли как « он еще ничего не понимает, потом когда-нибудь расскажем…», «да, ребенок все знает- не будем его еще больше травмировать разговорами о больном» и т.п. Взрослые, сталкиваясь с собственной болью и отчаянием, всеми силами стремятся уберечь ребенка от непереносимых чувств. Но вот парадокс. Чем более закрыта тема смерти для ребенка, тем более она склонна жить и оказывать негативное воздействие на внутреннюю, эмоциональную жизнь ребенка.
Очень часто в своей работе помощи психолога я соприкасаюсь с темой детского горевания, которое не нашло нормального, адекватного проживания. Нередкая ситуация, когда ребенка приводят к психологу с начавшейся соматической и эмоциональной симптоматикой (энурез, тики, чрезмерная замкнутость, агрессия и т.д) через некоторое время после потери близкого…Тогда в работе необходимо проделать сложный обратный путь – путь от травматичного события- вспомнить, оплакать, отгоревать, — чтобы снова начать развиваться и идти в развитии вперед.
Частая ошибка близких и родителей ребенка – умалять значение потери. Нам, взрослым, сложно представить порой, что даже смерть любимого питомца- трагедия для малыша. Любой ребенок в силу возраста встречается с болезненностью процесса отделения и потери. Отлучение от груди, сон в отдельной кроватке, первое посещение детского сада очень непросто даются ребенку. Но потерять непосредственно того, к кому очень привязан, а тем более потерять навсегда – невосполнимо для ребенка. Поэтому на взрослом окружении лежит наиважнейшая задача – быть рядом и не бояться говорить о смерти. Чем больше сил и возможностей у взрослых, тем легче пережить тяжелый период ребенку. Взрослые могут стать настоящими психотерапевтами для ребенка, если помогут прожить и пережить потерю. Вот некоторые советы, которые я обычно даю близким ребенка, столкнувшегося со смертью.