Они могут быть связаны с внешними обстоятельствами, например, начало посещения детского сада, школы, переезды, развод родителей, потеря близких и т.п. А могут быть связаны также с естественными внутренними механизмами взросления ребенка. Например, физическое отделение от матери к первому году жизни, кризис «я-сам» в три года, подростковый период и др.
Эти периоды и моменты жизни ребенка (внешние и внутренние) не всегда означают большие трудности их преодоления. Большинство родителей справляются с ними без особых проблем. Да и ребенок, успешно преодолевая ранние этапы, становится более эмоционально устойчив к последующим кризисам.
К сожалению, иногда в жизни родителей и ребенка случаются незапланированные проблемы, которые в силу тех или иных обстоятельств оказывают очень сильное эмоциональное влияние и на тех, и на других. Безвыходность, тревога за ребенка, чувство вины перед ним, невозможность объективно и спокойно воспринимать ситуацию, является основной мотивацией обращения родителей за помощью для ребенка к специалисту-психологу. И речь здесь пойдет именно о ситуациях, когда помощь ребенку является необходимостью, а не профилактической мерой.
Внешние события в жизни ребенка, требующие обязательного подключения помощи психолога родителям или самому ребенку:
Существуют менее травмирующие события, но, тем не менее, оказывающие неблагоприятное влияние на ребенка. Особенно, если ребенок является восприимчивым, чувствительным, эмоционально незрелым. Например:
Не всегда явные внешние травмирующие ситуации являются причиной эмоционального расстройства ребенка. Это могут быть иные, латентные факторы. Например, особенности взаимоотношений в семье, стили воспитания, невозможность оказания адекватной поддержки и помощи ребенку родителями. В каждом возрастном периоде ребенку присуще более типичное реагирование.
Так, например, ребенок раннего возраста на эмоциональный дискомфорт будет реагировать физическими проявлениями, такими как, отсутствие аппетита, расстройство сна, туалета, чрезмерной возбужденностью или вялостью. Более старший ребенок — эмоциональным отреагированием ситуации – агрессией, тревожностью, страхами, в более тяжелых ситуациях – соматическим отреагированием.
Психологическая помощь в таких случаях заключается в создании и укреплении адекватных возрасту механизмов психологической защиты у ребенка, поддержка родителей как основных и главных объектов в его жизни.
В заключении хочется отметить, что психика ребенка находится в состоянии постоянного развития и созревания. Поэтому, чем раньше он начнет получать адекватную помощь (психолога и родителей), тем успешнее будет преодолен кризис.