И рождение ребенка — это кульминация, момент, символизирующий и означающий окончание беременности. Первые часы после рождения ребенка часто самые радостные для матери. Это время эмоциональной и физической передышки. Ведь закончилась неизвестность, остались позади страхи и тревоги, связанные с беременностью.
Особенно важным для женщины является тот факт, что она безопасно привела свое дитя, и с ним все хорошо. Начиная уход за малышом, она как бы переносит внимание с себя, своего тела на него. Во второй раз после беременности она становится на путь страхов и тревог – неуверенности в своих материнских способностях. Иногда женщины могут неделями и месяцами думать о том, все ли в порядке с их ребенком.
Существует множество ритуалов с уходом за ребенком: как качать, пеленать, кормить и.д. Так же как и во время беременности многие ритуалы служат задаче защитить малыша, его реально хрупкое физическое и психическое Я. Сложно провести аналогию, но это так — с рождением ребенка женщина сталкивается с возникновением чувства утраты.
Эти ощущения утраты вносят свою лепту в состояние депрессии, характерное для послеродового периода. С другой стороны, необходимо различать послеродовую депрессию как состояние, при котором депрессия затяжная и включает в себя устойчивое чувство вины и самобичевание и более скоротечное чувство печали и эмоциональной усталости (беби-блюз), связанные с борьбой женщины со своими представлениями о хорошей и плохой заботе о малыше.
Можно сказать, что женщины, страдающие послеродовой депрессией, застряли в опыте плохого материнства, в потребности четко разграничить плохое и хорошее, в потребности самобичевания за то, что ненадлежащим образом заботятся о ребенке, а также в оценке той заботы, которую сами получали от матери.
В течение раннего послеродового периода женщина модифицирует образ своей собственной матери, формирует или модифицирует образ себя в роли матери, формирует или модифицирует представления о материнстве. Известно, что те из женщин, которые отходят от идеализации образа матери в пользу более реального представления, хорошо справляются с опытом материнства. Они не оценивают себя исходя из того, хорошие они или плохие люди. Для них не составляет труда прийти к более реалистичным, приземленным стандартам, которые они для себя установили.
Хочется отметить, что слишком часто беременность и послеродовой период рассматриваются как отдельные явления. Однако это не так. Оказывая психологическую помощь женщинам во время беременности, я заметила, насколько важной и естественной является для них поддержка в дальнейшем. Ведь после того, как женщина была центром внимания и заботы в течение девяти месяцев, после того, как за ней присматривали врачи и родственники почти как за ребенком, внезапно центром внимания и заботы становится сам ребенок. От женщины ожидают, что она соберется и в одночасье превратится в компетентную, веселую маму, готовую решить любую проблему. Но, как правило, это не так.
Оценить психоэмоциональное состояние после родов. Пройти тест.