Главная Статьи
Проблема неполных семей

Проблема неполных семей

Записаться на приём
К сожалению, количество неполных семей растет год от года. Родителю и ребенку в неполной семье приходится решать трудные задачи по заполнению и компенсации важной поддерживающей фигуры. Проблема неполных семей включает в себя проблемы и трудности как родителя, так и ребёнка. Рассмотрим отдельно каждую из этих групп.

Проблемы и трудности родителя, который в одиночку воспитывает ребенка/детей:

  • отсутствие помощника и компаньона в разделении финансовых, физических, бытовых проблем, связанных с развитием и воспитанием ребенка;
  • отсутствие эмоциональной и психологической поддержки, которая чрезвычайно важна в воспитании ребенка.

Родитель, который преимущественно один занимается воспитанием, неизбежно может сталкиваться с чувством вины перед ребенком за отсутствующего другого родителя, с чувством стыда перед друзьями, учителями, социальными институтами. Родитель как если бы должен оправдываться за свое положение. Это само по себе негативно сказывается на самооценке и самоидентичности родителя. Особенно тяжелой может быть ситуация, когда второй отсутствующий родитель оказался инициатором разрыва отношений и отказался поддерживать отношения и участвовать в жизни бывшего супруга и ребенка. В этой ситуации особенно важна помощь психолога.

Проблемы и трудности ребенка, который воспитывается в неполной семье:
Проблемы социализации и обучения.
Когда один родитель занимается преимущественно уходом за ребенком, второй «открывает» ребенку внешний мир: читает, играет, объясняет. В полных семьях родители могут меняться ролями и функциями. В неполной семье одному родителю чрезвычайно тяжело выполнять эти функции. Социальная жизнь ребенка становится обделенной.
Проблемы половой идентификации.
Для того, чтобы полноценно социально функционировать во взрослой жизни, ребенку очень важно наблюдать, как обязанности в семье могут распределяться между мужчиной и женщиной. В полной семье ребенок может «примерять» роли мамы и папы. В неполной семье у ребенка такой возможности нет.
Проблемы эмоционального развития.
Для ребенка очень важно понимать, что даже в случае конфликта, обиды или другой тяжелой ситуации у него есть второй человек, на которого можно эмоционально опереться. Как вы понимаете, в неполной семье ребенку это сделать очень трудно.

Это – «зоны риска», в которые могут попасть ребенок и родитель. Но всегда ли неполная семья – травмирующий фактор для ребенка? Парадоксально, но совсем не всегда. В моей практике, например, большинство детей, которых родители приводят в терапию, воспитываются в полных семьях. Таким образом, один родитель может обеспечить ребенку эмоционально полноценную жизнь, тогда как в полной семье ребенок может быть этого лишен.


Анализ неполных семей, в которых ребенок имеет возможность хорошо и полноценно эмоционально развиваться, помогло сделать мне следующие важные выводы:

  • Родитель, который один воспитывает ребенка, имеет физическую и эмоциональную поддержку близких родственников. Такой родитель очень нуждается в том, чтобы о нем тоже заботились. Это помогает ему разряжать усталость и негативные переживания, с которыми неизбежно сталкивается родитель.
  • Родитель, находясь в паре с ребенком, оставляет «место» для возможных отношений с третьим. Например, женщина, воспитывая ребенка одна, может допускать и желать, чтобы рядом с ней был мужчина. В первую очередь – «мужчина для нее», а не «отец для ребенка».
  • Родитель хорошо справляется с непростыми внутренними переживаниями, такими как стыд, вина за свое положение; находит внутренние ресурсы не только на ребенка, но и на себя (работа, хобби, отношения).