Родитель, который преимущественно один занимается воспитанием, неизбежно может сталкиваться с чувством вины перед ребенком за отсутствующего другого родителя, с чувством стыда перед друзьями, учителями, социальными институтами. Родитель как если бы должен оправдываться за свое положение. Это само по себе негативно сказывается на самооценке и самоидентичности родителя. Особенно тяжелой может быть ситуация, когда второй отсутствующий родитель оказался инициатором разрыва отношений и отказался поддерживать отношения и участвовать в жизни бывшего супруга и ребенка. В этой ситуации особенно важна помощь психолога.
Это – «зоны риска», в которые могут попасть ребенок и родитель. Но всегда ли неполная семья – травмирующий фактор для ребенка? Парадоксально, но совсем не всегда. В моей практике, например, большинство детей, которых родители приводят в терапию, воспитываются в полных семьях. Таким образом, один родитель может обеспечить ребенку эмоционально полноценную жизнь, тогда как в полной семье ребенок может быть этого лишен.
Анализ неполных семей, в которых ребенок имеет возможность хорошо и полноценно эмоционально развиваться, помогло сделать мне следующие важные выводы: