Психогенным (психологическим) бесплодием принято называть то состояние репродуктивной системы женщины, при котором не было обнаружено объективных – соматических и физиологических – причин для отсутствия наступления беременности. Иными словами, врач акушер-гинеколог после всестороннего обследования женщины дает заключение о том, что она здорова. Сразу хотела бы оговориться, что при ненаступлении беременности обследуются обязательно оба партнера.
При исключении проблем соматического характера у обоих партнеров и отсутствия беременности (конечно же, при регулярных интимных отношениях) в течение 1-2 лет, речь может идти о так называемом «бесплодии неясного генеза». Чаще всего, врачи рекомендуют дальнейшее более углубленное обследование в выявлении возможных причинных факторов проблем фертильности. Все это занимает обычно немало времени и отнимает много сил. Наконец, врачом может быть озвучена психогенная причина бесплодия. К сожалению, с этого момента вопросов и непонимания становится только больше. И главный вопрос – «Что теперь делать?».
Сам факт непонимания причин бесплодия погружает женщину в состояние морального тупика, с которым надо как-то справляться и при этом находить в себе ресурсы продолжать жизнь в ожидании малыша.
Как только мы говорим о психосоматическом компоненте какого-либо заболевания, мы оказываемся в ситуации неоднозначности. Несмотря на то, что связь между телом и психикой – доказанный факт, понять непосредственные психологические причины симптома непросто. Проблему, что называется, невозможно «пощупать». Поэтому, что делает в первую очередь психолог, это оценивает общее психическое функционирование. Важно понять, какой у женщины характер, как складываются ее отношения с партнером, с собственными родителями, насколько она чувствует себя самореализованной – иными словами, насколько женщина является эмоционально зрелой. Исследуются мотивы в желании стать родителем (матерью). Например, я часто слышу про такие мотивы как: «надо родить», «уже возраст поджимает», родить ради сохранения отношений с партнером, родить, чтобы обрести смысл в жизни и т.п. Выявляются страхи, которые теоретически могут быть причиной психологического бесплодия – страх беременности (парадоксально, не правда ли) и родов, страх не справиться с ролью матери, страх рождения «не такого» ребенка .
Горькая правда заключается в том, что все вышеперечисленные проблемы не являются для многих женщин препятствием для беременности и благополучного вынашивания ребенка. Стоит немного оглянуться, и можно увидеть таких мам, которые так и не смогли успешно эмоционально повзрослеть, успешно сепарироваться с собственными матерями или гармонично выстроить отношения с партнером.
По моим многолетним наблюдениям и опыту работы с женщинами с бесплодием неясного генеза главным фактором, с которым приходится иметь дело – это стрессовое состояние. Длительные безуспешные попытки забеременеть сами по себе вызывают хронический стресс. Неудача за неудачей, тотальное чувство неполноценности и связанные с ним стыд и вина, аутоагрессия, зависть к состоявшимся матерям…Все это токсичное содержимое женщина вынуждена удерживать внутри себя, зачастую даже не имея сил и возможностей обсудить с кем-либо свои переживания.
Поэтому в работе с женщиной прежде всего я уделяю внимание ее актуальному психическому и эмоциональному состоянию.
Как я уже указала выше, основная психологическая работа будет направлена на благоприятное эмоциональное состояние женщины.
В специально организованном, комфортном и безопасном психотерапевтическом пространстве женщина имеет возможность поделиться своей проблемой и связанными с ней тяжелыми чувствами.
Важно! Результат работы с психологом во многом зависит от мотивированности на работу именно в таком формате. Работать над собой всегда непросто, даже если очевидна заинтересованность в решении проблемы. Обычно уже на первых сессиях возможно прочувствовать, хотелось продолжить именно в этом направлении и с этим специалистом.
Работу с психологическим бесплодием я выстраиваю в основном вокруг тех тем, которые, так или иначе, имеют отношение к теме беременности и связанным с ней внутренними конфликтами (отношение с партнером, отношение к своему телу, принятие собственного тела и его сексуальности).
Независимо от того, есть ли уже ребенок у женщины или нет, я работаю с ней как с родителем – будущей матерью.
Мы обсуждаем мысли и фантазии относительно материнства, образа малыша, образа будущего папы и в целом семьи с ребенком. Женщина становится более свободной в выражении своих желаний, начинает позволять себе такой важный компонент как «материнскую мечтательность» - способность видеть и воспринимать себя понимающей и заботливой мамой.
Таким образом, на месте деструктивных переживаний стыда, вины, агрессии и своей неполноценности возникают такие важные жизнеутверждающие (символически, «зарождающие» новую жизнь) мотивы.
Если Вы находитесь в ожидании беременности и встречи со своим малышом, Вы можете обратиться ко мне за помощью.
Также Вы можете ознакомиться с другими моими статьями по данной теме:
С уважением к Вам, профессиональный клинический и перинатальный психолог Алтыева Людмила Владимировна.