Главная Статьи
Психолог: «Кризис среднего возраста важен!»

Психолог: «Кризис среднего возраста важен!»

Записаться на приём
На мой взгляд, один из лучших фильмов, который раскрывает тему кризиса среднего возраста, фильм Р. Балаяна «Полёты во сне и наяву» с Олегом Янковским в главной роли. Перед нами предстаёт человек, погружённый в перипетии внутренних конфликтов и ощущающий себя абсолютно потерянным среди привычных дел и близких людей.

Имеющий, по большому счёту, всё, что принято иметь в его возрасте: работа, жена, друзья – всё то, что когда-то приносило удовлетворение, перестало быть таковым. Происходит тяжелейшая переоценка внутренних ценностей, «ломка» внутреннего Я. Я попытаюсь поразмышлять как психолог – кризис среднего возраста – это хорошо или плохо, неизбежно или его можно избежать.

Почему это кризис?

Кризисом принято называть период, который характеризуется сложным переходом от давно приобретённых, устоявшихся принципов к чему-то новому, пока неизвестному и неисследованному. Это всегда непросто. Например, маленькому ребёнку сложно отделиться от матери, подростку от родителей, взрослому от тех или иных ролей. И как-то всегда, когда речь идёт о кризисе, возникает ассоциация, что это что-то негативное, пугающее, страшное. Но на самом деле любой кризис – это вынужденная остановка для поиска и обретения нового, ранее неизведанного. Кризис – это всегда про нежелание довольствоваться тем, что есть. Особенно, если оно уже не решает насущных задач. Сама задача переживания кризиса – обретение нового, более качественного и адаптивного, чем то, что было.

Почему принято говорить о кризисе именно среднего возраста? Дело в том, что в возрасте 35-45 лет, а именно его и называют средним возрастом, человек подводит итоги того, что он так хотел реализовать в жизни, будучи молодым человеком. А что он хотел тогда? Найти работу, желательно приносящую удовлетворение и необходимый доход, создать семью, сохранить старых и найти новых друзей, обрести любимое увлечение. Всё это казалось таким желаемым и важным, и так долго пришлось к этому идти. Но вот, вроде, это всё есть, но нет главного – нет удовлетворения от этого. Всё больше и больше появляется вопросов к себе. Да, не к другим, как в подростковые и молодые годы, а именно к себе. Для чего мне это всё? Что дальше? Зачем мне это? Молодость осталась позади. Впереди – старость. Взрослеть больше некуда, стремиться тоже. И вроде как надо пользоваться тем, что есть. Но кризис в том и выражается, что так сложно всё это принять. Так тяжело отказаться от привычных вещей, ещё труднее – найти что-то новое.

Именно в этом возрасте начинают часто посещать мысли о смерти – конечной точке всего. Эти мысли связаны не только с осознанием приближающейся старости, но и тем, что происходит рядом – уход родителей и друзей, потеря здоровья.

Кризис – это конец или начало чего-то?

И всё же, несмотря на внутреннее желание подвести итог и дать оценку происходящему в жизни до этого, кризис – это всегда стремление к приобретению нового. Это всегда надежда. Это одновременно завершение старого и начало нового.

А что на выходе? Кризис считается преодолённым, когда он даёт горизонты для реализации актуальных будущих задач.

  1. Принятие ответственности за свою жизнь и за то, как эта жизнь проживается.
  2. Получение удовольствия от сделанного самим, а не от того, что предоставит кто-то.
  3. Отказ от идеализированной картинки жизни. Переход к реалистичным ожиданиям.
  4. Удовлетворение от простых житейских моментов: сделанного, увиденного, замеченного и т.д.
  5. Сосредоточение на решении адекватных возрасту и силам задач. Отказ от постановки глобальных задач.
  6. Принятие психической реальности и некоторых своих ограничений.


Подводя итог вышеперечисленному, если мы говорим про кризис среднего возраста, то главным приобретением может стать способность к творчеству – проявлению внутренней свободы и независимости. Как сказал К.-Г. Юнг, великий психоаналитик-психолог : «Кризис среднего возраста разделяет жизнь на две половины, и вторую половину уже невозможно прожить как первую. А самая большая ошибка – постоянно оглядываться назад, ведь слишком многое может остаться не пережитым».