Главная Статьи
Психологическая помощь детям и подросткам с СД1

В жизни бывают моменты, которые разделяют все на «до» и «после». Должно пройти время, чтобы научиться жить по-другому, найти новые силы и, главное, смыслы. Особенно тяжело мы переживаем что-то утраченное. Потеря здоровья ребенка – болезненная нарциссическая рана для родителей. Останется эта рана незаживающей или станет примером возможностей преодоления – зависит от нас самих.

Психологическая помощь детям и подросткам с СД1 (сахарный диабет 1 типа)

Психологическая помощь детям и подросткам с СД1

1. Семья ребенка с СД1. Когда болезнь становится вызовом.
  2. Возрастные особенности восприятия и осознания ребенком своей болезни.
  3. Родители ребенка с СД1. Некоторые размышления относительно принятия родителями болезни.
  4. Как научить ребенка жить с диабетом.
  5. Психолог для ребенка с СД1 и его родителей.

Семья ребенка с СД1. Когда болезнь становится вызовом

Любой родитель видит свое предназначение в том, чтобы защитить свое дитя. Когда ребенок заболевает тяжелым, неизлечимым недугом, неизбежно рушится привычный образ жизни, а настоящее и будущее становятся тревожными и непредсказуемыми.

Диагноз «сахарный диабет» у ребенка вызывает у родителей шок. И сложно поверить в то, что в скором времени Вам придется овладеть неимоверно большим количеством знаний и практических навыков. Но это обязательно произойдет, и Вы станете экспертом в области диабетологии для своего ребенка и всему необходимому обучите его самого.

Пока же  внутри каждого родителя – шок, боль, чувство вины и бесконечные вопросы без ответов – «за что?», «почему именно у моего ребенка?», «как жить дальше?». Трагизма ситуации придает тот факт, что ответов на эти вопросы не могут дать даже врачи. Любое аутоиммунное заболевание непредсказуемо, и предвидеть его заранее невозможно. Ничьей вины нет – «несчастный случай», «стечение обстоятельств и факторов». Это размытая формулировка, но часто именно она становится маленьким островком, на котором меньше места чувству вины и самоуничижению. И самое важное, что Вы можете услышать в этот момент от врача – «ребенок будет жить и научится жить долго даже со своим неизлечимым заболеванием».

Семье придется прожить все стадии горевания, присущие утрате:

• шок (непринятие реальности, страх происходящего и невозможность увидеть светлые перспективы);
  • гнев и чувство вины (много самообвинений, зависть и злость по отношению к родителям здоровых детей);
  • уход в себя и депрессия (собственно горевание – оплакивание потери здоровья ребенка, желание замкнуться в боли, жалость к себе и ребенку);
  • принятие (болезнь перестает быть патологическим дистабилизирующим фактором и становится особым образом жизни с новыми возможностями).

Большинство семей проживают все стадии в первый год дебюта заболевания

Взаимоподдержка, разделение ответственности без упреков и обвинений, доверие к врачам и желание больше узнать про диабет – то, что обязательно поможет справиться с непростым испытанием.

Здоровое принятие болезни родителями позволит выстроить более быстрое и эффективное овладение навыками управления диабетом и поможет передать эти навыки самому ребенку.

Возрастные особенности восприятия и осознания ребенком своей болезни

Психологическая помощь детям с СД1

Получить серьезное заболевание ребенку тяжело в любом возрасте. Организм и его ощущения стали другими – чужими, непонятными, непредсказуемыми и неконтролируемыми. Теперь подростку нужно кардинально изменить образ жизни с необходимыми ограничениями. А малышу предстоит научиться справляться с ежедневными страхами перед уколами и непониманием, почему ему нужно поесть именно сейчас или, наоборот, не дают есть, когда он хочет.

У каждого возраста есть свои преимущества и недостатки в принятии заболевания. И, например, однозначного ответа на вопрос «в каком возрасте ребенок лучше справится психологически с болезнью?» нет.

Многое зависит от того, что происходило до дебюта заболевания – как ребенок развивался, как преодолевал возрастные кризисы, стрессы и как его в этом поддерживали родители. Болезнь может либо осложнить и без того хрупкое психологическое состояние, либо более-менее безболезненно вписаться в новый образ жизни.

Тем не менее, думаю, что именно в подростковом возрасте, в котором у ребенка и без того много проблем и трудных задач относительно взросления, диабет добавляет переживаний. Помимо гормональных и физических перестроек нужно адаптироваться к дополнительным стрессам в виде гипо/гипергликемий.

Чем старше ребенок, тем сложнее перестроить образ жизни и принять другого себя

Когда же речь идет о маленьком ребенке, то испытания прежде всего выпадают на его родителей – именно на их плечи ложатся все трудности по принятию и адаптации к болезни.

Родители ребенка с СД1. Некоторые размышления относительно принятия семьей болезни

Для родителей заболевание ребенка всегда большее испытание, чем для него самого. К ежедневным заботам и обязанностям добавляется серьезная работа по контролю за здоровьем и регулярному своевременному реагированию на состояние.

Диабет – не столько само по себе тяжелое заболевание, сколько требующее к себе постоянного внимания и контроля, круглосуточно. Ежедневно и ежечасно необходимо диагностировать состояние (уровень глюкозы), анализировать данные, просчитывать ХЕ и соответствующую дозу инсулина.

Ребенок с дебютом заболевания, даже если это подросток, не в состоянии все это делать самостоятельно. Ответственность ложится на плечи родителей. И справиться с ней гораздо легче, когда оба родителя могут разделить обязанности и поддерживать друг друга. Как и любая другая трудность, заболевание ребенка – вызов отношениям в паре и семье в целом. Нарушенный дисбаланс во внутрисемейных отношениях зачастую вызывают у ребенка вину и страдания за причиненные разногласия. А это, в свою очередь, мешает ему научиться полноценно жить и принять свою болезнь.

В своей практике клинического психолога я чаще всего встречаюсь с родителями, у которых болезнь их ребенка вызывает чрезмерную тревогу и страх за состояние, переходящие в гиперопеку. Как известно, невроз со стрессом усугубляется. А диабет, к тому же, требует «невротического» внимания – постоянного контроля и просчитывания ситуаций.

Очень важно родителям занять, насколько это возможно, «здоровую» позицию по отношению к болезни – без взаимо и самообвинений, без перфекционизма и, наоборот, попустительства и отрицания проблемы. Именно в этом будет заключаться главная поддержка ребенку.

Как научить ребенка жить с диабетом

Задача любого родителя – дать ребенку такие навыки и знания, которые позволили бы ему справляться самостоятельно с неизбежными жизненными вызовами и трудностями. Т.е. научить быть взрослым. Ребенку с СД1 эти навыки нужны особенно, ведь в конечном итоге он должен научиться жить самостоятельно со своей болезнью и быть ответственным за свое здоровье.

Роль заботливого родителя и разумного врача должны быть вобраны ребенком в себя и стать ему его собственными доступными ресурсами.

Эти некоторые рекомендации, я надеюсь, станут полезными в том, чтобы научить ребенка жить со своим диабетом:

• относитесь к болезни не как трагедии, а как к данности, с которой можно жить и справляться;
  • не делайте «культа» из болезни, а ребенка, соответственно, особенным. Проанализируйте, не часто ли Вы внутри себя обращаетесь к нему как к больному – слабому, беззащитному и беспомощному, вызывающему жалость;
  • с самого начала старайтесь поддерживать, объяснять, спрашивать, обсуждать, чтобы «запустить» в ребенке процесс саморазвития и внимания к самоощущениям;
  • не вините чрезмерно ребенка и себя за недостаточную компенсацию. Вы не плохой родитель, а ребенок не безответственный – просто так иногда бывает;
  • не критикуйте за плохие и не захваливайте за хорошие сахара. Просто объясните или напомните, что нужно будет сделать в следующий раз в подобной ситуации.

Диабет важно мягко «приручить», а не бороться с ним ежедневно как с врагом!

Психолог для ребенка с СД1 и его родителей

Развитие и воспитание детей вызывают сами по себе множество вопросов у родителей. А возрастные кризисы и особенности характера могут добавлять непонимания и растерянности.

Родители ребенка с диабетом значимую часть своей заботы и внимания должны уделять его здоровью. Постоянные стрессы, переживания, необходимость контролировать, напоминать, учить – все это очень непросто выдерживать.

Задача психолога для ребенка с СД1 и его родителей – помочь найти необходимые эмоциональные ресурсы в способах принятия болезни и выработать здоровое к ней отношение.

В силу определенных обстоятельств я знаю про диабет больше, чем может знать профессиональный клинический психолог. А 20-летний опыт работы позволяет разбираться во многих тонкостях и нюансах психологии ребенка и взрослого с этим заболеванием.

Вы можете обратиться ко мне за помощью, если чувствуете необходимость и желание больше понять себя и своего ребенка, а также улучшить качество жизни с сахарным диабетом.

С уважением к Вам, клинический психолог Алтыева Людмила.