Мы были бы весьма удивлены, узнав какое количество ритуалов мы используем ежедневно в своей жизни. Это наши маленькие «опоры», в отсутствие которых мы можем чувствовать себя некомфортно. Во время же стресса мы нуждаемся в ритуалах особенно остро.
С первых дней жизни малыша его мать старается организовать среду и взаимодействие с ним так, чтобы он чувствовал себя спокойнее и более защищенным. На доступном только ей интуитивном уровне она создает такие механизмы противовозбуждения, которые бы помогали ребенку переносить чувства страха и тревоги. Ежедневное купание в одно и то же время, позы для прикладывания к груди, отход ко сну – жизнь пары в первые месяцы в своей основе строится на сменяющих друг друга ритуалах.
Однако в то время, как большинство детей начинает постепенно отказываться от необходимости жестко соблюдать правила, распорядки и действия, другие, наоборот, с большей силой возвращаются к потребности делать многие вещи определенным образом. Возраст 5-15 лет – период, в котором особенно часто развивается невроз навязчивости.
ОКР (обсессивно-компульсивное расстройство) – это непреодолимое желание делать что-то одним и тем же образом или думать об одном и том же. Действия и мысли почти всегда носят иррациональный характер. В отличие от «здоровых» ритуалов их отличает фактор чрезмерности и постоянства. В конце концов то, что призвано было успокоить, становится навязчивой идеей и начинает приносить страдание. Ребенок оказывается в замкнутом круге – без ритуалов и мыслей невозможно, а с зависимостью от них еще сложнее.
Чаще всего среди причин возникновения невроза навязчивости выделяют следующие:
Но чаще всего в возникновении невроза навязчивости играет роль совокупность сразу нескольких факторов.
Независимо от причин, механизм возникновения навязчивостей можно описать примерно следующим образом – определенная (острая или хроническая) стрессовая ситуация вызывает сильные эмоциональные переживания. В том случае, когда эти переживания достигают пика, психика пытается справиться всем возможными способами – защититься от них.
При компульсиях непереносимые чувства (горе, обида, злость) заменяются действиями. При обсессиях же непереносимые мысли заменяются (вытесняются) другими, более приемлемыми, нейтральными.
Существует огромное множество видов навязчивостей (ОКР) у детей. Вот лишь некоторые из них:
Работа с неврозом навязчивости выстраивается вокруг выявления причин их возникновения – т.е. вытесненных эмоциональных переживаний. Задача психолога – вскрыть, сделать осознанными эти переживания.
Когда ребенок или подросток имеет возможность в ходе психотерапии проиграть, озвучить свои скрытые чувства, их становится меньше, и они уже не кажутся такими страшными – от них нет необходимости защищаться.
На всем этапе работы с ребенком/подростком специалист поддерживает связь с родителями. Это очень важный момент. Чем младше ребенок, тем он более чувствителен к происходящему внутри семьи, между ним и родителями. Любой детский симптом следует рассматривать как симптом семейный и детско-родительский. Задача психолога – поддержать родителей, помочь им увидеть истинные причины трудностей, дать необходимые рекомендации, а также помочь найти новые формы отношений без того, чтобы «обслуживать» симптомы.
В работе с навязчивостями (ОКР) более пристальное внимание уделяется не только и не столько самим симптомам, сколько другим важным сторонам жизни – способности к творчеству, свободе самовыражения, самооценке и возможностям противостоять стрессам и фрустрации. Это, кстати, относится не только к работе с детьми и подростками, но и со взрослыми.
С уважением, клинический детский психолог Алтыева Людмила.