Главная Статьи
Психологическая помощь при неврозе навязчивости (ОКР) у детей и подростков

Психологическая помощь при неврозе навязчивости (ОКР) у детей и подростков

Записаться на приём

Что такое невроз навязчивости (ОКР). Ритуалы в жизни ребенка: норма и патология

Мы были бы весьма удивлены, узнав какое количество ритуалов мы используем ежедневно в своей жизни. Это наши маленькие «опоры», в отсутствие которых мы можем чувствовать себя некомфортно. Во время же стресса мы нуждаемся в ритуалах особенно остро.

С первых дней жизни малыша его мать старается организовать среду и взаимодействие с ним так, чтобы он чувствовал себя спокойнее и более защищенным. На доступном только ей интуитивном уровне она создает такие механизмы противовозбуждения, которые бы помогали ребенку переносить чувства страха и тревоги. Ежедневное купание в одно и то же время, позы для прикладывания к груди, отход ко сну – жизнь пары в первые месяцы в своей основе строится на сменяющих друг друга ритуалах.

Однако в то время, как большинство детей начинает постепенно отказываться  от необходимости жестко соблюдать правила, распорядки и действия, другие, наоборот, с большей силой возвращаются к потребности делать многие вещи определенным образом. Возраст 5-15 лет – период, в котором особенно часто развивается невроз навязчивости.

ОКР (обсессивно-компульсивное расстройство) – это непреодолимое желание делать что-то одним и тем же образом или думать об одном и том же. Действия и мысли почти всегда носят иррациональный характер. В отличие от «здоровых» ритуалов их отличает фактор чрезмерности и постоянства. В конце концов то, что призвано было успокоить, становится навязчивой идеей и начинает приносить страдание. Ребенок оказывается в замкнутом круге – без ритуалов и мыслей невозможно, а с зависимостью от них еще сложнее.

 Причины возникновения невроза навязчивости у детей и подростков. Симптомы, признаки и виды ОКР.

Чаще всего среди причин возникновения невроза навязчивости выделяют следующие:

  • особенность нервной системы  и характер (ребенок/подросток растет неуверенным в себе, с заниженной самооценкой, склонностью к перфекционизму, чувствительным к фрустрации и стрессам);
  • семейный фактор ( например, особенности взаимоотношений в семье характеризуются частыми конфликтами);
  • тяжелые события в жизни ребенка (смерть родителей или близких, конфликты в школе и т.п.).

Но чаще всего в возникновении невроза навязчивости играет роль совокупность сразу нескольких факторов.

Независимо от причин, механизм возникновения навязчивостей можно описать примерно следующим образом – определенная (острая или хроническая) стрессовая ситуация вызывает сильные эмоциональные переживания. В том случае, когда эти переживания достигают пика, психика пытается справиться всем возможными способами – защититься от них.

При компульсиях непереносимые чувства (горе, обида, злость) заменяются действиями. При обсессиях же непереносимые мысли заменяются (вытесняются) другими, более приемлемыми, нейтральными.

Существует огромное множество видов навязчивостей (ОКР) у детей. Вот лишь некоторые из них:

Навязчивые мысли:

  •  страх «неправильного» - озабоченность порядком, последовательностью, точностью, соответствием чему-либо;
  •  страх быть «плохим» в результате своих действий или мыслей;
  •  страх определенных предметов, связанных с их характеристиками,  или живых объектов.
  •  страх и беспокойство за близких и себя (здоровье, жизнь).

Навязчивые действия:

  •  частое мытье рук, уборка,
  •  повторение по многу раз одних и тех же ежедневных ритуалов;
  •  перепроверка, подсчет, упорядочивание;
  •  навязчивое коллекционирование;
  •  навязчивое желание коснуться чего-либо – и наоборот.

Психологическая помощь детям и подросткам с неврозом навязчивости: особенности работы

Работа с неврозом навязчивости выстраивается вокруг выявления причин их возникновения – т.е. вытесненных эмоциональных переживаний. Задача психолога – вскрыть, сделать осознанными эти переживания.

Когда ребенок или подросток имеет возможность в ходе психотерапии проиграть, озвучить свои скрытые чувства, их становится меньше, и они уже не кажутся такими страшными – от них нет необходимости защищаться.

Возможность свободно играть и свободно говорить – необходимое условие в работе с навязчивостями у детей.

На всем этапе работы с ребенком/подростком специалист поддерживает связь с родителями. Это очень важный момент. Чем младше ребенок, тем он более чувствителен к происходящему внутри семьи, между ним и родителями. Любой детский симптом следует рассматривать как симптом семейный и детско-родительский. Задача психолога – поддержать родителей, помочь им увидеть истинные причины трудностей, дать необходимые рекомендации,  а также помочь найти новые формы отношений без того, чтобы «обслуживать» симптомы.

В работе с навязчивостями (ОКР) более пристальное внимание уделяется не только и не столько самим симптомам, сколько другим важным сторонам жизни  – способности к творчеству, свободе самовыражения, самооценке и возможностям противостоять стрессам и фрустрации. Это, кстати, относится не только к работе с детьми и подростками, но и со взрослыми.

С уважением, клинический детский психолог Алтыева Людмила.