Однако детский психотерапевт всегда помнит, что один из отличительных признаков ребенка-пациента в том, что его личность, в отличие от взрослого, еще не зрелая и пребывает в состоянии непрерывного изменения. Познавательная способность ребенка невелика, механизмы защиты хрупки, чувство страха возникает чрезмерно легко, вера в волшебство и всемогущество могут доминировать. Речь и язык ребенка не так развиты для возможности вербализации чувств.
Поскольку психика ребенка находится в состоянии созревания и роста, любой стресс вызывает страх и тревогу, регресс в развитии и установлении психических и телесных функций. Ребенок находится в тесной взаимосвязи и зависимости от родителей. Он перенимает способы реагирования родителей на те или иные события, перенимает эмоциональное состояние ( как бы «поддерживает» родителя в его эмоциональном состоянии). Родители могут быть основными источниками удовольствий, но также и источниками страхов. Существует целый ряд «факторов родительского риска», таких как: конфликтные отношения между родителями, распад семьи, насилие в семье, слишком жесткие родительские требования, либо «отстраняющееся» воспитание
Условия начала и окончания работы, частота встреч с ребенком и родителями всегда оговариваются с семьей на предварительных диагностических встречах и могут меняться при необходимости в течении лечения.