Редко когда этому придается значение в раннем детском или взрослом возрасте. Точнее, это не рассматривается как проявление самоповреждения. Действительно, когда ребенок кусает ногти до кровоточащих ран или расковыривает кожу на губах, родитель будет думать об этом как о вредной привычке. Или взрослый, который постоянно выдавливает прыщи на лице, делает болезненные пластические операции, подвержен физическим травмам тоже не предполагает, что он самоповреждается таким образом. Хотя все описанное выше есть не что иное по сути. Но когда речь заходит о подростках, шок вызывает то, с какой силой агрессии и изощренностью способов ее выражения приходится сталкиваться. Родители, которые замечают самоповреждение у подростка, испытывают страх, беспомощность и вину за происходящее. Тело, которое еще совсем недавно принадлежало им, становится собственностью ребенка. И с ним он может делать все, что захочет. Порезы, проколы, ожоги и прижигания, выщипывания, удары, тугие затягивания разных частей тела – наиболее часто проявляются именно в подростковом возрасте. И этому есть объяснения.
Не секрет, что в этом возрасте происходят колоссальные психические и физические изменения. Подростку приходится выдерживать чрезмерные давления как извне (школа, родители, социум), так и изнутри (сепарация, самооценка, поиск своей ниши). Тело тоже меняется и становится вместилищем тревожных фантазий. И это не поддается контролю. У подростка тело самое доступное средство для того, чтобы выражать себя. Как в хорошем, так и в плохом смысле. Анорексия, булимия, селфхарм – классика серьезных подростковых эмоциональных проблем.
Практически для всех подростков с данной проблемой характерно депрессивное настроение, те или иные страхи и тревоги, низкая самооценка, неудовлетворительные отношения.
Родители зачастую шокированы тем, что они замечают повреждения на теле ребенка. Фантазии о возможных попытках суицида только добавляют страхов. Однако суицид и селфхарм все же разные способы поведения по сути и по форме проявления. Селфхарм — мягкая альтернатива по сравнению с суицидом справиться с проблемой. При суицидальном поведении ребенок может не дать шанса ему помочь. А самоповреждение у подростка – это просьба о помощи и попытка его самого все же справляться с проблемами. Именно это дает хороший прогностический результат в психотерапевтической работе. От родителей здесь зависит очень многое – они первые, кто замечают проблемы и могут поддержать: поговорить по душам, дать совет, предложить помощь.