Психоанализ – это обязательно кушетка, психоаналитик в кресле сзади, записывающий то, что Вы говорите?
Да, со времен З.Фрейда кушетка остается в кабинете психолога-психоаналитика. Но используется она не всегда. Первые встречи специалиста и клиента проходят сидя, напротив друг друга. Это, так называемые, диагностические ознакомительные встречи. В дальнейшем кушетка может быть предложена как альтернатива креслу. Но если клиент по каким-либо причинам предпочитает кресло, это право остается за ним. Психолог-психоаналитик, как правило, во время приема не ведет записи, предпочитая это оставить на время после встречи.
Психоанализ – это всегда про «проблемы, корни которых уходят в детство»?
Пожалуй, никакой другой вид психотерапии не обращает столь пристальное внимание детской истории клиента. Почему? Ответ прост: в детстве многие черты характера уже сформированы. Все дальнейшие события накладывают отпечаток, но это, скорее, уже штрихи. Сформированный у ребенка характер взаимоотношений с родителями, будет проявляться в последующих значимых отношениях: с друзьями, партнерами, коллегами, собственными детьми. Но, наверное, некорректно говорить, что психоанализ- это всегда и только про детство. Цель все-таки – прояснение и выстраивание поведения в настоящем. Ведь частый запрос у клиента не про то, что было в прошлом, а про то, что происходит непосредственно сейчас. Поэтому в объективе исследования все-таки настоящее, а не прошлое.
Психоанализ – это очень длительный вид психотерапии?
Еще один миф про психоанализ – это то, что этот вид психотерапии очень длителен и результаты могут быть видны только через несколько лет работы. Действительно, для того, чтобы добиться изменений в тех чертах личности и способах поведения, которые формировались годами, нужно время. Очень сложно в один момент отказаться от привычных форм поведения. И даже если Вы поймете причину такого поведения, нужно время, чтобы выработать новые способы справляться с теми или иными проблемами, «прижиться» и «протестировать» эти новые способы и навыки, чтобы убедиться, что они эффективнее предыдущих. Но часто проблемы, возникающие в тот или иной момент жизни, могут просто носить стрессовый временный характер (потеря близкого человека, развод, потеря работы, конфликты и др.). Тогда психоанализ носит характер поддерживающей психотерапии, а результаты возможны уже через несколько встреч со специалистом. В своей практике я часто наблюдаю. Что очень эффективной может быть помощь и без необходимости долговременной психотерапии (например, психологическая помощь молодой матери, которая только что родила ребенка; в ситуации развода и др.).
Психоанализ – это больше про понимание, анализирование ситуации, но не про чувства?
Это не так. Цель любой психотерапии – поиск эмоциональных ресурсов. Психоаналитическая психотерапия знает «анатомию» чувств, наверное, как никакая другая психотерапия. Но все же главная поддержка происходит в рамках отношений специалиста и клиента – отклика, понимания, поддержки. Без эмоциональный психоанализ уходит в прошлое. В современной психоаналитической психотерапии есть место юмору, спорам и другим эмоциональным проявлениям.
Как психоанализ может помочь ребенку? Это ведь метод помощи только для взрослых?
Это очень частый вопрос. Психоанализ знает о детских чувствах и психике практически все. Поэтому методы в лечении ребенка максимально отвечают его психологическим потребностям и возможностям (основным методом является игра), а задача специалиста – скорее, не научение, а поддержка и помощь в развитии и создании новых, адаптивных форм поведения ребенка. Психоаналитический психотерапевт практически всегда работает в тесном сотрудничестве с родителями, оказывая всю необходимую поддержку и им.