Главная Статьи
Супервизия и интервизия для психологов

Супервизия и интервизия для психологов

Записаться на приём
Любой специалист в своем деле хочет добиться такого профессионального уровня, который можно было бы назвать мастерством. Супервизия и интервизия – неотъемлемая составляющая, которая дает практическому психологу ощутить себя в полной мере причастным к искусству психотерапии в работе с пациентом.

Интервизия, супервизия, личная психотерапия. Понятия и отличия.

Очень часто психолог в своей работе сталкивается с такими случаями, когда невозможно обойтись без поддержки коллег-профессионалов. Ни одна профессиональная книга не дает ответов на вопросы касательно конкретного пациента. Но нам важно распознать то или иное нарушение, продиагностировать его. Кроме того, пациент может вызывать много непростых переживаний, что так же может затруднять работу с ним. Причем, не застрахован от этого ни начинающий спциалист, ни опытный. Как раз для работы с такими трудными случаями практическими консультантами были введены особые форматы работы – интервизия и супервизия.  

Что такое интервизия и супервизия

Интервизия для психологов – это форма групповой работы практикующих специалистов с целью обсуждения психотерапевтических случаев, которые вызывают определенные трудности.

Супервизия – это индивидульно представленный коллеге – психологу (супервизору) случай.

Надо отметить, что в настоящее время понятия «интервизия» и «супервизия» часто взаимозаменяются, и групповая работа тоже может носить название «супервизия».

Личная терапия не менее важна. Прежде чем психолог начнет работу с чужой психикой, необходимо проработать собственные проблемы и, что называется, изнутри прочувствовать психотерапевтический процесс.

Личную психотерапию проходят у опытного наставника, имеющего статус тренингового специалиста,  в практикуемом направлении, с определенным количеством часов. 

Преимущества интервизии и супервизии

Психолог на протяжении всей своей профессиональной карьеры самосовершенствует знания и навыки. Семинары, конференции, чтение специальной литературы – без всего этого невозможно поддерживать профессиональную форму. Через знакомство с теорией и различными психотерапевтическими направлениями специалист выбирает то, что ему ближе всего, и в определенный момент он оказывается в среде единомышленников – тех людей, которые придерживаются единых подходов и методов в работе.

Это общее пространство для коллег, которое может предоставить самое важно – безопасность и поддержку. Интервизии проводятся, как правило, среди психологов, которые придерживаются одного подхода в психологической и психотерапевтической практике.

На интервизиях и супервизиях очень важно говорить на одном, понятном всем, профессиональном языке. К моменту, когда психолог приходит на интервизию и супервизию, он уже имеет определенный практический опыт.

На интервизию приносится обычно случай, который вызывает наибольшие затруднения в работе. Например, отсутствует динамика, отмечается сопротивление с одной или обеих сторон, пациент вызывает у психолога много непростых чувств, которые мешают работе и продвижению в ней. Интервизия помогает разобраться со всеми этими проблемами в каждой конкретной ситуации. Помимо поддержки, коллеги делятся своими впечатлениями и предлагают возможные пути решения «тупиков» в работе. 

Таким образом, интервизия – наиболее практический и эффективный способ повышения профессиональной компетенции. Ни один психолог, даже с солидным опытом, не может быть уверен, что завтра к нему не придет «трудный» пациент. 

Как подготовить клинический случай для интервизии

Учитывая, что разные психотерапевтические  направления придерживаются собственных подходов к диагностике и помощи пациенту, работа на интервизиях носит схожий характер. Специалист докладывает случай – коллеги делятся своими размышлениями относительно происходящего на сессиях. Основной задачей докладчика является сообщение таких сведений о пациенте, которые могли бы максимально полно и точно его охарактеризовать и понять.

Обычно мы сообщаем следующую информацию:

  • Основная жалоба пациента при обращении. Как и когда начались проблемы. Был кем-то направлен или самостоятельно принял решение о необходимости психологической помощи.
  • История пациента. Важные события в жизни, которые могли оказать влияние на возникновение проблемы. Особенности взаимоотношений с родителями, родственниками, коллегами, друзьями. Каким образом и насколько успешно решались важные возрастные, личные и социальные задачи.
  • Первые диагностические встречи (сессии) с пациентом. Как проходило знакомство. Особенности поведения на встречах. Характер запроса – в чем пациент видит причину проблем. Насколько готов принять первые интервенции и интерпретации специалиста. Способность к поддержанию сеттинга (см. статью Сеттинг в психологии и психотерапии) Какое первое чувство и впечатление у психолога вызвал пациент (контрперенос).
  • Важные детали в работе с пациентом. Как проходит терапия. Динамика в работе. Основные проблемы и затруднения в работе с данным пациентом.
  • Пример сессии с пациентом. Психолог докладывает одну из сессий, которая может наиболее эффективно отразить характер проблем и специфику происходящего в работе. Запись сессии максимальна точна – с прямой речью, указаниями на важные детали. По правилам, сессия с пациентом записывается по памяти через некоторый промежуток времени после встречи (не диктофон!). 

Перед началом интервизии специалист сообщает коллегам, что для него было бы наиболее полезным получить от работы в группе – то есть, каков основной запрос на интервизию. 

Правила и этические нормы в проведении интервизии. 

При докладе случая на интервизию необходимо придерживаться нескольких важных правил.

Во-первых,  фамилия пациента никогда не раскрывается. Имя и другие данные о нем могут быть изменены, если специалист видит в этом необходимость. Для пациента должно быть сохранено условие анонимности.

Во-вторых, все участники интервизии соблюдают абсолютную конфиденциальность – данные о пациенте не разглашаются. Записи, работы, рисунки и другой материал в электронном виде удаляется.

В-третьих, интервизия , как и любая психотерапевтическая сессия, имеет четкие временные границы ( от 50 минут в индивидуальной супервизии до 1,5 часов в интервизии).

В-четвертых, важно придерживаться безоценочного суждения о работе коллеги-докладчика. Обсуждение должно быть максимально полезным для понимания психических процессов пациента и понимания происходящего в работе. 

Как максимально с пользой для себя использовать опыт интервизии

Да, любая групповая работа – и интервизия не исключение – может вызывать некоторое волнение, особенно у начинающего психолога в кругу более опытных коллег. Страх критики и возможности показаться некомпетентным специалистом, обнаружить свои ошибки и промахи в работе – частая причина отказа и сопротивления интервизии. Но проблема куда более серьезная, на мой взгляд, отсутствие профессионального интереса и любопытства, обесценивание важности глубокой работы.

Личная терапия, супервизия и интервизия – это слагаемые достижения высокого уровня и эффективности в работе. Используйте интервизии и супервизии на регулярной основе, в том числе в пролонгированном формате. Выбирайте тех супервизоров и интервизоров, с которыми Вы чувствуете себя наиболее комфортно. Не ждите, когда работа зайдет в серьезный тупик  - интервизируйтесь для того, чтобы эти тупики не возникли. Профессиональных успехов Вам!

Статья подготовлена психологом с 20 летним стажем — Людмилой Алтыевой. Записаться на прием можно через раздел контакты, либо по телефону: +7 (812) 920-23-18