Несомненно, мама и папа – главные объекты привязанности, а также остаются таковыми вплоть до зрелой подростковости. Однако, кто является первым своим среди «чужих» — это ровесник. Для малыша большое открытие, что есть кто-то, кто разделяет его интересы, готов пригласить в игру и сохранить в тайне секреты. Родитель, для которого важна эмоциональная и социальная жизнь его дитя, конечно, будет обращать на это внимание. Естественно, волноваться, если у ребенка нет друзей. «Что делать мне как родителю, чем я могу ему помочь?» — именно с такими вопросами я часто сталкиваюсь как психолог. Разберемся с ними в этой статье.
Важная деталь – характер и способ выстраивания отношений со сверстниками говорит об эмоциональном развитии ребенка и его психологическом состоянии. Трехлетка или подросток, сторонящиеся сверстников, вызовут определенное волнение и беспокойство. Дружба – это не просто отношения. Это, прежде всего, качество взаимодействия – умение существовать в паре с другим чужим. Дошкольники уже осознанно могут выбирать себе другого сверстника для общения, с которым комфортно и интересно. Не говоря уже о подростках. Поэтому ребенок-одиночка или у которого много знакомых, но нет близких друзей, сталкиваются с определенными проблемами. Это проблема «непринадлежности» к кругу своих. Отсюда неуверенность, низкая самооценка и замкнутость. Родительская пара никогда не сможет компенсировать этот пробел. А гиперопека только усугубит дело.
Чем же можно помочь ребенку, у которого по каким-то причинам не получается выстраивать дружбу со сверстниками?
Подводя итог, скажу, что важными детскими ресурсами могут и должны стать принятие и поддержка родителей. Профессиональное же решение проблемы того, что у ребенка нет друзей – что делать и как преодолеть – часто находится в компетенции детского психолога. Особенно это касается подростков, отсутствие друзей у которых свидетельствует о серьезных внутренних переживаниях, комплексах, неадекватной самооценке.