Родитель сам сохраняет спокойствие.
Во всяком случае, ребенку важно видеть такое внешнее проявление родителя к экзамену. Да, страх и тревогу родитель тоже может испытывать – от этого никуда не деться. Но лучше придержать их при себе. Приведу такой пример: когда маленький ребенок падает и больно ударяется, он еще не знает, как реагировать – испугаться ли или отнестись к этому спокойно. Подросток также смотрит на родителей и учителей и опирается на их эмоциональные реакции. Близкие могут дать дополнительный психологический ресурс, настроив ребенка на результат своей поддержкой.
«Контейнировать» тревожные чувства ребенка.
Иными словами, принимать, слышать ребенка, а не отрицать или принижать его тревогу и страхи. Слова утешения типа «не бойся!», «экзамены – это ерунда!» не совсем подходят. А вот поддержка и слова, выражающие понимание, как раз то, что надо. Например, можно сказать следующее – «Конечно, экзамен – это большой стресс. Давай подумаем, что мы можем сделать, чтобы подготовиться к нему получше». Да, подросток – это уже взрослый ребенок. Но он может по-прежнему реагировать в стрессовой ситуации достаточно инфантильными, ранними детскими чувствами – страхом, неуверенностью в себе, своих возможностях и способностях. И просто моральная поддержка может оказать неоценимую помощь.
Непосредственная теоретическая подготовка к предмету, по которому предстоит сдача экзамена.
Общеизвестный факт, что дефицит необходимой информации вызывает тревогу и страх. Так же как и ,кстати, ее переизбыток. То есть речь идет о том, чтобы помочь ребенку в поиске образовательных ресурсов для подготовки к экзамену – репетиторов, онлайн-платформ и т.п. Но при этом соблюдать объем информации, чтобы он не был чрезмерным. Естественно, что целесообразнее готовиться заранее, нежели «впихивать» весь объем материала непосредственно перед экзаменом.
Исключить из подготовки к экзаменам медикаментозные и специфические психотерапевтические способы (как, например, гипноз, НЛП-техники и т.п.).
Никогда не может быть заранее известно, как организм среагирует на прием препарата, даже если о нем известно, что он имеет легкий успокоительный эффект. То же самое можно сказать и о вышеперечисленных психотерапевтических техниках. А вот краткосрочное психологическое консультирование (5-10 консультаций) может быть очень полезно для чрезмерно чувствительного и эмоционально лабильного подростка. Психолог здесь выступает дополнительной поддерживающей фигурой, который услышит все страхи ребенка и поможет с ними справиться.
«Оценка – это просто оценка уровня знаний на данный момент времени, а не оценивание прошлого, настоящего и будущего в человеке».
Подростки, которые просто в силу специфики возраста живут по принципам «быть или не быть», «все или ничего», этого еще не могут знать. Это знают их родители, которые имею достаточный жизненный опыт. И их поддержка заключается в том, чтобы донести до ребенка эту мысль. Согласитесь, что важнее, чтобы ребенок вырос уверенным в себе взрослым, нежели неуверенным, но с большим объемом знаний.