Ребенок боится оставаться дома один
Вопрос:
Здравствуйте, Людмила! У нас с мужем двое детей – старшему Артему 9 лет, младшему 3 года. Артем сейчас учится во 2 классе. Проблема у нас именно с ним, поэтому и хотела с Вами посоветоваться, что делать. Он уже большой мальчишка, но иногда его поведение настораживает. Я не специалист, не знаю, надо ли бить тревогу. Дело в том, что Артем боится оставаться дома один. Так случается, что мне надо куда-нибудь уйти – в садик за младшим, в магазин. Я прошу его посидеть дома немного одному, но он категорически отказывается, просит взять его с собой. Он очень ко мне привязан, особенно после рождения младшего ребенка. Ходит за мной «хвостиком». У подруг дети – ровесники Артема – уже давно остаются дома одни. А мой – никак. Я его спрашиваю, что его пугает. Говорит, что боится. Но ему уже 9 лет – вроде, уже должен быть самостоятельным. Как я могу ему помочь? Иногда меня это уже начинает выводить из себя, я злюсь, но в тоге ничего не меняется. Младший ребенок, вижу, растет более самостоятельным. А старший в нашей семье как маленький. Буду благодарна за Ваш ответ! Надежда.
Ответ:
Здравствуйте, Надежда! Спасибо за Ваш ответ!
Дети по-разному переживают опыт сепарации. Для каких-то детей процесс отделения связан с желанием узнавать новое, находить новых друзей, новые увлечения. А для других детей сепарация прежде всего означает потерю, и «оттолкнуться» от главного объекта привязанности – матери – бывает очень непросто.
Если говорить о «норме» (условно, конечно), то детская психология представляет процесс отделения ребенка примерно следующим образом. До 1 года ребенок (младенец) привязан к матери, разлука вызывает тревогу. От 1 до 3 лет ребенок экспериментирует с отделением (отходит, иногда даже предпочитает побыть один, может остаться со знакомым взрослым). От 3 до 5 лет ребенок готов остаться без матери на какое-то время с другим взрослым, кратковременно в компании с другими детьми. А после 5-6 лет, в принципе, ребенок может на некоторое время побыть совсем один, даже зная, что родителей в данный момент дома не будет. К моменту, когда ребенок идет в школу, способность переносить одиночество, т.е. быть какое-то время без значимого взрослого, должно быть уже достаточно сформировано. Артему, Вы пишите, уже 9 лет, а ему все еще трудно выдерживать сепарацию с Вами. Т.е что-то пошло не так.
Мы можем пока только предположить, какие причины стоят за этим. Возможно, его тревога связана с рождением младшего брата, возможно в его жизни были какие-то иные травматичные ситуации (госпитализация, например), возможно внутри семьи происходят непростые процессы. Что это может быть? Есть еще один существенный момент. Очень часто бывает, что тревога отделения ребенка связана с тем, что матери самой непросто принять сепарацию – ей может мешать ее собственные тревога и страх за ребенка.
В таком случае, лучшую помощь ребенку окажет именно уверенность и спокойствие матери. Папа в этой ситуации может взять на себя поддерживающую функцию. Я бы рекомендовала вам, как родителям, обратиться к детскому психологу, который бы помог вам выяснить причины происходящего с Артемом и обозначил пути выхода из проблемы.