Запинки в речи у ребенка
Вопрос:
Добрый день! Несколько дней назад заметила запинки в речи у ребенка – сына 4,5 лет. До этого что-то похожее уже проскакивало, но было это разово и не так заметно. Тогда я не придала этому значения. А сейчас очень выражено – почти в каждом предложении. Например, это может звучать так: «…м-м-мам», «г-где». Иногда чисто говорит предложения. Еще часто «экает». Слышала, что такое бывает после стресса, но, вроде, ничего такого не происходило. Обращалась к неврологу по этой проблеме. Она прописала успокоительные и рекомендовала обратиться к логопеду или психологу. Решила вот сначала написать Вам. Можете ли Вы посоветовать, как себя вести? Надо ли поправлять речь ребенка? Правда ли, что теперь стоит обращать внимание на то, чтобы он не нервничал? Очень волнуюсь. Хочется до школы все исправить. Спасибо, если ответите на мои вопросы! Елена.
Ответ:
Здравствуйте, Елена! Спасибо за Ваш вопрос!
Понимаю Ваше волнение, но на данный момент серьезных поводов для беспокойства я не вижу. Запинки в речи у ребенка такого возраста могут иногда возникать. И не всегда поводом может быть стресс. Это период активного речевого развития. По этой причине речь может быть уязвимой. «Физиология не успевает за интеллектуальным развитием» — так можно охарактеризовать этот процесс. Если запинки в речи – разовое явление, не стоит заострять на этом внимания. Даже если они возникают время от времени. Важно не поправлять, не заставлять говорить правильно и, тем более, ругать и наказывать. А вот в случае, когда эта проблема носит длительный и устойчивый характер, речь идет о невротическом синдроме. Невроз проявляется в большинстве своем в навязчивости (движения, мысли и т.п.). Запинки, в своем роде, тоже можно отнести к навязчивым проявлениям. Причины, чаще всего, эмоциональные: повышенная тревожность, страхи, иногда гиперактивность или, наоборот, замкнутость. Поэтому и помощь здесь, скорее, может оказать не логопед, а психолог. Понаблюдайте за поведением малыша. Как общается с Вами и со сверстниками, как ведет себя в играх, как реагирует на конфликтные ситуации.
Можно ли как-то связать его привычное поведение с тем, что происходит в его речи? Чрезмерно эмоциональным деткам свойственны такие проблемы. Если это так, важно научить ребенка новым способам справляться с ними и оказать поддержку. Повторюсь – без акцентирования на речи! Любые занятия, которые приносят удовольствие и успокаивают (рисование, лепка, игры, чтение и просто беседы), будут тоже очень полезны. Конечно же, при длительном и более частом характере проблемы я бы рекомендовала все же обратиться к психологу. С любым симптомом эффективнее работать, когда он только начал проявляться.